Preview

Общая реаниматология

Расширенный поиск

Научно-практический рецензируемый журнал

Рецензируемый научно-практический журнал «Общая реаниматология» выходит один раз в два месяца, начиная с 2005 года.

В журнале «Общая реаниматология» публикуются результаты фундаментальных и клинических исследований критических, терминальных и постреанимационных состояний – механизмы их развития, клиника, диагностика, профилактика, организация и элементы реаниматологической помощи на догоспитальном этапе. Журнал также публикует работы хирургов, терапевтов и врачей различных других специальностей, исследования которых могут быть расценены как элементы реаниматологического пособия.

Журнал «Общая реаниматология» входит в Перечень ВАК периодических научных и научно-технических изданий, выпускаемых в Российской Федерации, в которых рекомендуется публикация основных результатов диссертаций на соискание ученой степени доктора или кандидата наук.

 

 

 

Текущий выпуск

Том 20, № 2 (2024)
Скачать выпуск PDF

КЛИНИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 

4-13 151
Аннотация

Цель исследования — изучить влияние синтетического аналога лей-энкефалина на динамику маркеров воспалительного ответа и органную дисфункцию у пациентов с тяжелой сочетанной травмой.

Материалы и методы. Выполнили проспективное клиническое исследование с историческим контролем на двух клинических базах: ГКБ № 1 им. Н. И. Пирогова ДЗМ и НИИ СП им. Н. В. Склифосовского ДЗМ. В исследование включили мужчин и женщин с тяжелой сочетанной травмой, в возрасте от 18 до 70 лет оценкой тяжести по шкале ISS 18–44 баллов. Всем пациентам проводили комплекс лечебно-диагностических мероприятий согласно современным международным, общероссийским, локальным протоколам и клиническим рекомендациям Российского общества хирургов «Сочетанная и множественная травма, сопровождающаяся шоком (Политравма)» от 2022 г. В основной группе лечение дополняли продленной инфузией исследуемого препарата через шприцевой дозатор с первого часа поступления пациента в течение 72 ч в соответствии с протоколом исследования. Оценивали влияние продленной инфузии препарата на лабораторные показатели: кортизол, прокальцитонин, интерлейкин 6, NTProBNP и уровень лейкоцитов. Лабораторный скрининг проводили до начала лечения, спустя 24 и 72 ч, а также на 7-е сут. Также оценивали динамику состояния пациентов по прогностическим шкалам APACHE II, SOFA и SAPS II, % развития органной дисфункции (почечной, дыхательной, сердечнососудистой), частоту возникновения септических осложнений и летальных исходов.

Результаты. Пациенты, которые получали препарат, имели значимо меньшие концентрации маркеров системного воспалительного ответа через сутки наблюдения, чем пациенты контрольной группы, а именно — PCT (p=0,001) и IL-6 (p=0,010). Также снизилась частота развития ОРДС (p=0,011). Острое повреждение почек статистически незначимо (p=0,349) развивалось чаще в группе контроля. Длительность госпитализации составила — 35 (17; 51) дней в группе контроля в сравнении с 18 (14; 30) днями в основной группе (p=0,140)

Заключение. Применение синтетического аналога лей-энкефалина позволило уменьшить продукцию таких ключевых маркеров системного воспалительного ответа, как PCT и IL-6, и снизить концентрацию PCT в первые сутки лечения пациентов с тяжелой сочетанной травмой. В основной группе реже развивался ОРДС, значимой разницы частоты развития ОПП, ОСН и инфекционных осложнений между группами не выявили.

14-28 204
Аннотация

Показатель летальности среди пациентов с гнойно-деструктивными заболеваниями (ГДЗЛ) в ОРИТ достигает 30%. Для обеспечения персонификации и повышения эффективности лечения при ГДЗЛ необходимы ранние патогенетически значимые биомаркеры. Такими биомаркерами-кандидатами могут быть количественные вариации содержания клеток иммунной системы в кровотоке.

Цель исследования. Выявление потенциальных маркеров исхода ГДЗЛ после перенесенной внебольничной пневмонии и COVID-19.

Материалы и методы. В исследование включили пациентов ГКБ г. Москвы (n=216) с ГДЗЛ после перенесенной внебольничной пневмонии, переболевших (n=81), либо не переболевших COVID-19 (n=135), в возрасте 18–87 лет.

Результаты. Выживаемость пациентов, переболевших COVID-19, зависела от количества лимфоцитов на 1-й день госпитализации (Hazard Ratio, HR=5,9 95%CI 0,9–37,4; p=0,0188, логранговый критерий). У пациентов, не переболевших COVID-19, обнаружили разницу выживаемости в зависимости от содержания лимфоцитов (HR=2,9 95%CI 1,0–8,4; p=0,0184, логранговый критерий), а также моноцитов (HR=2,7 95%CI 0,8–9,5; p=0,0196, логранговый критерий) в 1-й день госпитализации. У пациентов, переболевших COVID-19, обнаружили разницу выживаемости в зависимости от значения SII (Systemic Immune-inflammation Index, HR=9,3 95%CI 1,7–49,8; p=0,0124, логранговый критерий), SIRI (Systemic Inflammation Response Index, HR=7,2 95%CI 1,4–36,6; p=0,0339, логранговый критерий) и NLR (Neutrophil-to-Lymphocyte Ratio, Отношение нейтрофилов к лимфоцитам, ОНЛ, HR=9,6 95%CI 1,8–52,0; p=0,0108; логранговый критерий) в 1-й день госпитализации. У пациентов, не переболевших COVID-19, разницу выживаемости в зависимости от значения SII (p=0,26, n=135), SIRI (p=0,31) и NLR (p=0,23) не обнаружили.

Заключение. Количество лимфоцитов в 1-й день госпитализации позволяет строить прогноз исхода при эмпиеме плевры независимо от наличия COVID-19 в анамнезе, а именно: снижение количества лимфоцитов ниже значений 1,2×10⁹ в л ассоциируется с летальным исходом. Для пациентов с эмпиемой плевры, не переболевших COVID-19, прогностической информативностью обладает показатель содержания моноцитов. Из относительных показателей при определении в 1-й день госпитализации индексы SIRI, SII и NLR позволяли прогнозировать исход ГДЗЛ только для пациентов, переболевших COVID-19: увеличенные значения этих показателей ассоциированы с летальностью. При этом наиболее информативным оказался индекс NLR. Увеличение оценки по шкале Cirs выше 10 связано с неблагоприятным исходом ГДЗЛ, независимо от наличия COVID-19 в анамнезе.

29-39 184
Аннотация

Кластеризация новых подгрупп заболеваний, которые невозможно предсказать, используя только клинические ковариаты, у пациентов с тяжелой внебольничной пневмонией (ТВП), позволит улучшить подходы к диагностике и будет способствовать адаптации конкретных методов лечения пациентов к их индивидуальным особенностям.

Цель исследования. Выделить фенотипы сепсиса у пациентов с ТВП для повышения эффективности терапии и улучшения прогнозирования исхода.

Материалы и методы. Провели ретроспективный анализ 664 историй болезни пациентов с сепсисом в отделении реанимации и интенсивной терапии (ОРИТ) Северо-Западного государственного медицинского университета им. И. И. Мечникова с 2016 г. по 2023 г. В исследование включили 568 (85,5%) пациентов с ТВП вирусного генеза (группа ТВПв) и 96 (14,5%) пациентов с ТВП бактериального генеза (группа ТВПб). По алгоритму, предложенному C. Seymour W. и соавт., выделили фенотипы сепсиса. Пациентам с ТВП COVID-19 (n=293, 51,6%) провели генно-инженерную биологическую терапию (ГИБТ). Сравнили выборки пациентов, получивших и не получивших ГИБТ. Информацию обработали статистически в пакетах программ Statistica 10.0 и SPSS.

Результаты. Среди всех пациентов выделили 4 фенотипа сепсиса: α- (n=323, 48,6%); β- (n=128, 19,3%); γ- (n=87, 13,1%); δ - (n=126, 19%). В группе ТВПв наибольшую долю составили пациенты с α-фенотипом сепсиса — 295 (51,9%), в то время как в группе ТВПб преобладал δ -фенотип — 53 (55,2%). Частота применения ГИБТ при α-фенотипе сепсиса была выше по сравнению с другими фенотипами: при α- у 61,8% пациентов, при β- у 16%, γ- у 12,6%, при δ - у 9,6%, p<0,05. Наилучший эффект применения ГИБТ моноклональными антителами к рецептору интерлейкина-6 получили у пациентов с α-фенотипом сепсиса при ТВП COVID-19 — 87,5% благоприятных исходов, p=0,0419. При α- и δ -фенотипах сепсиса у пациентов, получивших ГИБТ, бактериальный сепсис развивался значительно реже, чем у не получивших: при α-фенотипе — у 12,71 vs 23,2%, p=0,0131; при δ -фенотипе — у 25,0 vs 70,41%, p=0,0254, соответственно.

Заключение. Выявленные различия в фенотипах сепсиса у пациентов с вирусной и бактериальной ТВП дают возможность использовать дифференцированный подход при выборе терапевтической тактики ведения больных и точнее прогнозировать осложнения и исходы.

КЛИНИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА 

40-54 214
Аннотация

Диабетический кетоацидоз (ДКА) — основная причина смертности и инвалидизации детей, страдающих сахарным диабетом первого типа (СД1). Смертность от СД1 у детей достигает 1% в развитых странах, 13% в развивающихся странах. Основная причина смерти при ДКА — отек головного мозга, клинические проявления которого развиваются у 0,5–0,9% детей с ДКА, а летальность достигает 24%.

Цель. Разработка рекомендаций на основе систематизации литературных данных и консолидированного мнения авторов по вопросам интенсивной терапии детей с диабетическим ацидозом для предотвращения развития жизнеугрожающих осложнений.

Материалы и методы. Изучили мнения экспертов по вопросам диагностики и лечения ДКА у детей с СД1 и 1200 литературных источников начиная с января 1970 г., опубликованных в российских рецензируемых научных журналах и зарубежных изданиях, представленных в онлайн репозитории Medline (Pubmed). Поиск публикаций осуществляли по ключевым словам: «дети», «ДКА», «СД1», дегидратация», «отек головного мозга».

Результаты. Рассмотрели вопросы эпидемиологии, патогенеза, клиники, диагностики, интенсивной терапии при ДКА, а также клиники, диагностики, лечения, профилактики отека головного мозга у детей. Ограничениями исследования явилось небольшое количество современных исследований с высоким уровнем доказательности (рандомизированные контролируемые исследования, мета-анализы) за последние 5 лет, посвященных ДКА у детей.

Заключение. С учетом обобщения российского и зарубежного опыта сформулировали рекомендации по диагностике ДКА, его ведущих осложнений и лечению детей с СД1 и ДКА. Своевременная и точная диагностика ДКА, интенсивная терапия с доказанной эффективностью, лабораторный и клинический мониторинг призваны прервать цепь патологических событий, предотвратить развитие жизнеугрожающих состояний и осложнений и улучшить исходы лечения детей с ДКА.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 

55-64 257
Аннотация

Большинству моделей асфиксической остановки кровообращения (ОК) присущ ряд недостатков, таких как отсутствие единых критериев фиксации остановки и восстановления спонтанного кровообращения, небольшая длительность и ограниченный объем постреанимационной интенсивной терапии, низкая схожесть с практикой реанимационных мероприятий в современной клинической анестезиологии-реаниматологии.

Цель исследования: усовершенствовать экспериментальную модель асфиксической ОК за счет стандартизации экспериментальных процедур и применения комплекса реанимационных мероприятий, соответствующего практике ведения пациентов с ОК в клинической анестезиологии-реаниматологии.

Материалы и методы. Эксперименты провели на 34 крысах самцах линии Wistar с разделением на 2 группы: I группа — ложно оперированные животные (ЛО, n=12) и II группа — животные с асфиксической остановкой кровообращения и последующей реанимацией (ОК, n=22). Для индукции асфиксии в группе ОК анестезированным крысам вводили рокурония бромид с последующей регистрацией электрокардиограммы (ЭКГ), артериального давления (АД) с помощью инвазивного метода и параметров лазерной допплеровской флуометрии (ЛДФ) для оценки перфузии кожи. Длительность собственно ОК составляла 2 мин, после чего проводили комплекс реанимационных мероприятий с последующей интенсивной терапией в течение 2 ч. Оценивали динамику показателей кровообращения (ЭКГ, АД, ЛДФ), газового состава и кислотно-основного состояния (КОС) артериальной крови.

Результаты. В исходном состоянии после периода стабилизации группы животных не отличались ни по одному из исследуемых параметров. После применения критериев исключения в последующем анализе учитывали 11 животных группы ЛО и 18 — группы ОК. В первые минуты после успешно проведенных реанимационных мероприятий в группе ОК отмечали тахикардию (ЧСС, мин–1, ЛО vs ОК): 218 [205; 236] vs 286 [272; 305], p⩽0,0001), а также восстановление кожной перфузии до субнормальных показателей. На 10-й мин постреанимационного периода у животных группы ОК отмечали снижение перфузии кожи (М, пф. ед., ЛО vs ОК): 14,7 [12,1; 16,5] vs 10,1 [7,0; 12,5], p=0,0014, декомпенсированный смешанный ацидоз (pH, ЛО vs ОК): 7,42 [7,40; 7,43] vs 7,20 [7,13; 7,23], p⩽0,0001, однако группы не различались по значениям АД (АД, мм рт. ст., ЛО vs ОК): 60 [58; 72] vs 67 [62; 82], p=0,482. К 120-й мин постреанимационного периода на фоне проводимой интенсивной терапии группы не различались по большинству исследуемых показателей. В группе ОК после реанимации умерло 3 из 18 животных.

Заключение. При асфиксии ОК у крыс наступает по механизму электромеханической диссоциации. Использование ЛДФ для оценки периферического кровотока позволяет стандартизировать тяжесть ишемически-реперфузионных повреждений и улучшить воспроизводимость модели. Применение комплекса реанимационных мероприятий обоснованно с биоэтических позиций и позволяет улучшить транслируемость результатов доклинических исследований в клиническую медицину.

65-69 166
Аннотация

Цель исследования. Сравнить эффект севофлурана и хлоралгидрата на неврологический статус и объем повреждения головного мозга в моделях черепно-мозговой травмы (ЧМТ) и фотоиндуцированного тромбоза (ФТ), приводящего к фокальному ишемическому инсульту (ИИ).

Материалы и методы. Эксперименты выполнили на беспородных крысах Wistar весом 250–300 г (n=43). Выделили 4 группы: группу ИИ+Севофлуран (ИИСЕВ) (n=10), группу ИИ+Хлоралгидрат (ИИХГ) (n=10), группу ЧМТ+Севофлуран (ЧМТСЕВ) (n=13), группу ЧМТ+Хлоралгидрат (ЧМТХГ) (n=10). Использовали модель ФТ с применением красителя Rose Bengal (RB), моделирование ЧМТ проводили в соответствии с методом дозированного контузионного повреждения открытого мозга.

Результаты. По данным МРТ отметили уменьшение объема повреждения мозга (мм³) у крыс в группе ЧМТСЕВ по сравнению с группой ЧМТХГ (19±5 против 60±5, p<0,0001); в группе ИИСЕВ по сравнению с группой ИИХГ (9,8±1,5 против 21,5±2, p=0,0016). Кроме того, при сравнении групп ИИСЕВ и ИИХГ выявили значимые различия количества баллов протокольной оценки неврологического статуса на 14-е сутки (11,4±1,8 против 4,9±2,6, p<0,0001).

Заключение. Учитывая полученные данные, рекомендуем внимательно подходить к выбору наркозных условий для моделирования ишемического инсульта и черепно-мозговой травмы на животных. В частности, учитывать нейропротекторный эффект севофлурана в модели ФТ и ЧМТ.

ОБЗОРЫ 

70-82 166
Аннотация

У пациентов с панкреатитом встречаемость деструктивных форм острого панкреатита (ОП) составляет около 30%, а летальность при инфицированном панкреонекрозе с сепсисом может достигать 80%. Учитывая катаболическую природу заболевания и значительное влияние нутритивного статуса на его течение и исход, данной когорте пациентов требуется проведение адекватной нутритивной поддержки (НП), основанной на не менее адекватной диагностике и контроле нутритивнометаболического статуса.

Цель исследования: выявление тенденций развития методов диагностики нутритивно-метаболического статуса и проведения НП пациентов с панкреатогенным сепсисом.

Материалы и методы. Поиск по ключевым словам источников в базах данных PubMed, Scopus и Elibrary за период с 2018 г. по 2023 г. выявил 95 статей, из них 16 мета-анализов и 6 систематических обзоров, соответствующих предъявляемым требованиям.

Результаты. Установили, что на сегодняшний день все существующие шкалы оценки тяжести нутритивной недостаточности у пациентов с панкреатогенным сепсисом несут низкую прогностическую ценность, а наиболее подходящей из них является шкала mNUTRIC. Использование индексов для оценки риска развития нутритивной недостаточности по данным клинических рекомендаций ESPEN является нецелесообразным у пациентов, находящихся в отделениях реанимации и интенсивной терапии (ОРИТ). Выяснили, что использование непрямой калориметрии является предпочтительным методом оценки энергетической потребности пациентов с панкреатогенным сепсисом, в сравнении с использованием рутинных расчетных формул. Установили, что «стандартные» антропометрические величины, такие, например, как индекс массы тела, не всегда являются информативными и прогностически значимыми у пациентов с тяжелым ОП, находящихся в ОРИТ. Анальгезия, инфузионная терапия, а также диагностика и коррекция внутрибрюшной гипертензии являются не только неотъемлемыми элементами интенсивной терапии панкреатогенного сепсиса, но и компонентами, без которых невозможно адекватное проведение НП подобным пациентам. Выяснили, что раннее энтеральное питание является предпочтительным методом НП, а вопросы о выборе места установки зонда, способе и скорости введения питательных веществ остаются без однозначных ответов. Оптимальный состав энтерального питания для пациентов с панкреатогенным сепсисом не уточнен, что косвенно подтверждает разнообразие имеющихся на рынке энтеральных смесей. Определили характеристики рефидинг-синдрома как жизнеугрожающего состояния, развивающегося при начале проведения НП.

Заключение. НП, основанная на адекватной диагностике нарушений и контроле нутритивно-метаболического статуса пациентов с панкреатогенным сепсисом является неотъемлемым компонентом интенсивной терапии таких пациентов. Она может уменьшить вероятность и количество возможных осложнений, улучшить прогноз заболевания, снизить время пребывания пациентов в ОРИТ и стоимость лечения.

ЮРИДИЧЕСКИЕ И ЭТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ 

83-92 191
Аннотация

Цель исследования: сформулировать предложения по совершенствованию законодательства в части регулирования проведения этической экспертизы (ЭЭ).

Материалы и методы. Использовали общие философские методы исследования, в том числе формально-логический, исторический метод, метод сравнения, системный подход и аксиологический метод. Провели анализ 10 международных актов, в том числе актов «мягкого права», 4 документов, принятых на уровне межгосударственных интеграционных образований, 7 отечественных нормативных правовых актов, ряд различного рода доктринальных источников по рассматриваемой теме. Кроме того, проанализировали регулирование деятельности этических комитетов (ЭК), в том числе в историческом аспекте.

Результаты. Сформулировали понятие ЭЭ, определили принципы и основные сферы проведения ЭЭ, в том числе и в сфере персонализированной медицины, сформулировали принципы деятельности ЭК.

Заключение. На основании выполненного исследования сформулировали следующие предложения по совершенствованию регулирования проведения ЭЭ: правовой статус и требования к деятельности независимых ЭК должны быть дифференцированы с учетом сферы проведения ЭЭ, в том числе — различаться для сфер научных неклинических (неинтервенционных) исследований и клинических исследований лекарственных препаратов; на национальном уровне независимые ЭК, проводящие ЭЭ клинических исследований лекарственных препаратов, должны быть институционализированы в единую систему; для совершенствования деятельности независимых ЭК в области клинической апробации требуется формирование специального нормативного регулирования.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.