Preview

Общая реаниматология

Расширенный поиск

Поздравление Президента Общероссийской общественной организации «Федерация анестезиологов и реаниматологов»

Профессор Анатолий Петрович Зильбер
(к 90-летию со дня рождения)

В феврале 2021 года исполняется девяносто лет одному из патриархов советской и российской анестезиологии-реаниматологии, одному из самых активных и разносторонних исследователей, преподавателей и просветителей в отечественной медицине.

Анатолий Петрович родился 13 февраля 1931 года на днепровском острове Хортица. Детство его прошло частью на Украине, в Запорожье, а после эвакуации – в столице Узбекистана Ташкенте, где в 1948 году он с золотой медалью окончил десятилетку. Приехав поступать в Ленинградский политехнический институт на специальность «Ядерная физика», абитуриент Зильбер потерпел неудачу – по независящим от него обстоятельством политической конъюнктуры того времени. И тогда его выбором стал Первый ленинградский медицинский институт имени И.П. Павлова. Здесь на V курсе произошла поистине судьбоносная встреча с молодым ассистентом кафедры госпитальной хирургии Владимиром Львовичем Ваневским (1920-2005), который ненадолго перешел тогда от Н.Н. Петрова к Ф.Г. Углову по тем же причинам, что не позволили Анатолию Петровичу стать физиком-ядерщиком. Студент Зильбер очень заинтересовался наркозом, Владимир Львович дал ему подышать закисью азота и, как он рассказывал много лет спустя, успел вовремя подхватить. Было ли это отправной точкой Зильбера–анестезиолога, сейчас сказать трудно – но симпатия и дружба между ними навсегда остались для обоих в числе самых стойких взаимных привязанностей.

Студенческая жизнь Анатолия Петровича не страдала однообразием зубрежки. Сполна используя разнообразные возможности культурной столицы, он получил профессиональные водительские права, возил камень на самосвале, играл в джаз-оркестре и на немалые заработки стал уже тогда собирать свою знаменитую уникальную библиотеку из прижизненных изданий энциклопедистов и Пирогова, классиков литературы, истории и искусствоведения, научных трактатов и богословских книг.

Окончив институт в 1954 г., молодой врач А.П. Зильбер уехал по распределению в Петрозаводск, тогда – столицу союзной Карело-Финской ССР, и стал работать хирургом в санчасти крупного предприятия, а затем и в Республиканской больнице, ассистируя В.А. Баранову, имя которого она теперь носит. Сложилось так, что город на Онеге стал не только местом расцвета многочисленных талантов Анатолия Петровича, но в последующем много приобрел трудами своего почетного гражданина.

В самом начале 1957 года Минздрав Карело-Финской ССР получил путевку в Ленинградский ГИДУВ имени С.М. Кирова на цикл первичной специализации по анэстезиологии. Именно так, через «э», было написано это слово, и потому чиновники министерства, немного подумав, переслали ее в Министерство культуры, чтобы оттуда направили кого-нибудь поучиться борьбе с буржуазной эстетикой. Хирург Зильбер, однако, уже знал, чтó искать, получил путевку и вскоре оказался слушателем самого первого цикла, с которого, собственно, и началась кафедра Ваневского. Не успев закончить к лету, цикл завершили осенью того же 1957 года.

А дальше развернулась совершенно удивительная по изобретательности, темпам и результатам петрозаводская анестезиологическая эпопея. В Республиканской больнице созданы первые в СССР отделения интенсивной терапии, анестезиологии и реанимации (ИТАР, 1959), а затем интенсивной респираторной терапии (1989), начались знаменитые петрозаводские семинары ИТАР (октябрь 1964), проведен Первый Пленум Правления Всесоюзного научного общества анестезиологов-реаниматологов (1967), в Петрозаводском университете создан первый в СССР самостоятельный «студенческий» курс (1966), а затем и кафедра анестезиологии-реаниматологии с курсом последипломного образования (1989)… Трудности его никогда не останавливали: надо было – Анатолий Петрович ездил в Ереван к знаменитому академику Арменаку Левоновичу Мнджояну (1904–1970) за сукцинилхолином, который аптека Республиканской больницы разводила, стерилизовала и сама запаивала в собранные хирургами (!) пустые ампулы. Удивительным образом, откуда ни возьмись, появилась тончайшая аппаратура, радиоактивные препараты-метки, позволившие детально исследовать регионарную вентиляцию и перфузию легких – да так, что маститые физиологи приезжали лично убедиться в том, что эти исследования действительно исполнены здесь, в Петрозаводске. Нет, он не соперничал с Джоном Вестом – напротив, стал одним из его близких друзей! Один из немногих советских ученых, кто регулярно читал лекции за рубежом, профессор А.П. Зильбер с начала шестидесятых годов (!) активно переписывался с иностранными коллегами и оказался первым, кто регулярно знакомил советского читателя-анестезиолога с достижениями современной западной медицины. И писал, писал, писал…

Так или иначе, к концу семидесятых Анатолий Петрович стал одним из самых известных и активно пишущих анестезиологов–реаниматологов СССР, а Петрозаводск превратился в своего рода анестезиологическую Мекку нашей огромной страны. Пожалуй, два фактора сыграли в этом главную роль – октябрьские «Зильберятники» и руководство по клинической физиологии для анестезиологов–реаниматологов, вышедшее двумя изданиями – в 1977 и 1984 годах. Наверно, если бы Анатолий Петрович написал только эти две книги, они уже обеспечили бы ему особое место в истории нашей специальности! А ведь были еще книги о физиологических эффектах операционного положения, о регионарных функциях легких, многочисленные монографии и руководства по респираторной терапии и медицине критических состояний (кстати, МКС – это вообще-то его термин!)…

О неожиданных сторонах его одаренности можно говорить очень долго – от рабочего владения тремя (а возможно, и больше!) основными европейскими языками до собственноручного проектирования, монтажа и наладки сантехнического оборудования собственной дачи (как, впрочем, и самой дачи в целом). И в медицине ему интересно менять сферу приложения своих усилий – во всяком случае, дрейф от респираторной терапии к гуманитарным аспектам медицинского образования сделал А.П. Зильбера одной из самых заметных фигур и в этой области. Зная за собой эту особенность, он не случайно увлекся врачами-труэнтами, прославившими свои имена вне медицины.

Будучи человеком действия, Анатолий Петрович и сейчас в поиске. Завершается подготовка к изданию второго тома «Врачей-труэнтов». Много усилий по-прежнему требуют ежегодные октябрьские «Школы Зильбера», собирающие созвездие блестящих лекторов из России и зарубежья, которые теперь проходят как совместные – с кафедрой его учителя! – образовательные конференции под эгидой Карельского и Санкт-Петербургского региональных отделений ФАР.

В общем, жанр юбилейного панегирика – не для профессора Зильбера. Обилие намеченных и пока незавершенных дел, новые книжные проекты, планирование «Школы Зильбера – 2021» совсем не располагают к тому, чтобы почивать на лаврах. И если у кого-то из коллег найдется какая-то очень редкая книга или неожиданный бриллиант для его коллекции медицинского труэнтизма (а она огромна, и сделать такую находку – редкая удача!) – это будет лучшим подарком к впечатляющему юбилею одного из самых ярких представителей нашей специальности в СССР и России.

К. М. Лебединский, д.м.н., профессор, зав. кафедрой анестезиологии-реаниматологии им. В.Л. Ваневского СЗГМУ им. И.И. Мечникова, г.н.с. ФНКЦ РР, Президент Общероссийской общественной организации «Федерация анестезиологов и реаниматологов»

Контент доступен на www.reanimatology.com в разделе «О журнале», персоналии, биографии до 31.12.2021.