Preview

Общая реаниматология

Расширенный поиск

Лекарственный анафилактический шок

https://doi.org/10.15360/1813-9779-2020-3-76-84

Полный текст:

Аннотация

Среди основных этиологических факторов, способных вызвать развитие анафилактического шока (АШ) у пациентов, лекарственные препараты составляют 31,2-46,5%.

Цель работы — выявление факторов, ассоциированных с повышенным риском развития АШ, зарегистрированного в 2010-2018 гг. у пациентов в Республике Крым.

Материалы и методы. Объектами исследования стали 112 карт-извещений о нежелательных реакциях (НР) лекарственных средств (ЛС), зарегистрированных в региональной базе спонтанных сообщений ARCADe в Республике Крым за период 2010-2018 гг. На основании карт-извещений провели ретроспективный анализ случаев возникновения лекарственного АШ по следующим показателям: прием и способ введения препаратов, пол, возраст, аллергологический анамнез.

Результаты исследования показали, что лидерами по частоте развития АШ являлись противомикробные препараты местные анестетики, анальгетики-антипиретики, рентгеноконтрастные йодсодержащие вещества и нестероидные противовоспалительные препараты. Случаи развития АШ чаще всего наблюдали у пациентов в возрасте от 31 до 60 лет, у мужчин с большей частотой (57 случаев), чем у женщин (54 случая). В одном случае указания на пол пациента отсутствовали. Лидером по частоте развития случаев АШ являлся цефтриаксон, с применением которого было ассоциировано 22 случая таких НР Выявили, что в 87 случаях АШ развивался на фоне парентерального введения препаратов, среди которых преобладал внутривенный путь введения (44 случая). Развитие лекарственного АШ в 97 случаях представляло собой угрозу жизни пациента и требовало неотложной фармакотерапии, в 8 картах-извещениях содержалась информация о летальном исходе для пациентов.

Выводы. Стоит обратить внимание на высокую частоту, серьезность и мгновенную скорость развития нежелательных реакций в виде АШ. Учитывая скорость развития АШ и факты игнорирования лекарственного и аллергологического анамнеза, ошибки медикаментозной коррекции следует рассмотреть возможность проведения дополнительных образовательных мероприятий для врачей разных специальностей.

Об авторах

А. В. Матвеев
Национальный научный центр фармаконадзора; Медицинская академия им. С. И. Георгиевского Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского
Россия

127051, г. Москва, Малая Сухаревская площадь, д. 2, корп. 2; 295051, Симферополь, бульвар Ленина, д. 5/7



А. Е. Крашенинников
Национальный научный центр фармаконадзора
Россия

127051, г. Москва, Малая Сухаревская площадь, д. 2, корп. 2



А. В. Белостоцкий
Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова Минздрава России
Россия

119991, Москва, ул. Трубецкая, д. 8, стр. 2



Д. М. Андреева
Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова Минздрава России
Россия

119991, Москва, ул. Трубецкая, д. 8, стр. 2



С. Д. Марченко
Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова Минздрава России
Россия

119991, Москва, ул. Трубецкая, д. 8, стр. 2



Е. А. Егорова
Медицинская академия им. С. И. Георгиевского Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского
Россия

Елена Александровна Егорова

295051, Симферополь, бульвар Ленина, д. 5/7



Список литературы

1. Powrie R.O. Anaphylactic shock in pregnancy. Critical care obstetrics. 2018; chapter 40: 641-665. DOI: 10.1002/9781119129400.ch40.

2. Pawankar R., Holgate S.T., Canonica G.W., Lockey R.F., Blaiss M.S. World Allergy Organization. White Book on Allergy: Update 2013. 2013: 242 p. ISBN-10: 0615929168.

3. Новиков Д. К., Выхристенко Л.Р., Новиков П.Д., Титова Н.Д., Ищенко О.В., СеменоваИ.В., Янченко В.В. Анафилаксия. Анафилактический шок. Клиническая картина, диагностика, лечение: пособие. Витебск: ВГМУ 2018. 103 с.

4. Анафилактический шок. Клинические рекомендации. Министерство здравоохранения Российской Федерации. Москва, 2016: 36 с.

5. WoodR.A., Camargo C.A., LiebermanP., Sampson H.A., Schwartz L.B., Zitt M., Collins C, Tringale M., Wilkinson M., Boyle J., Simons F.E. Anaphylaxis in America: The prevalence and characteristics of anaphylaxis in the United States. J. Allergy Clin. Immunol. 2014; 133: 461-467. DOI: 10.1016/j.jaci.2013.08.016.

6. Turner J.P, Gowland H.M., Sharma V, Ierodiakonou D., Harper N., Garcez T, Pumphrey R., Boyle R.J. Increase in anaphylaxis-related hospitalizations but no increase in fatalities: An analysis of United Kingdom national anaphylaxis data, 1992-2012. J. Allergy Clin. Immunol. 2015; 135: 956-963. DOI: 10.1016/j.jaci.2014.10.021.

7. Ye Y, Kim M, Kang H., Kim T., Sohn S., Koh Y., Park H.K., Jang G.C., Kim C.W., JeeY.K, HurG.Y., KimJ.H., Kim S.H., Choi G.S., LeeS.K., Park H.S. Predictors of the Severity and Serious Outcomes of Anaphylaxis in Korean Adults: A Multicenter Retrospective Case Study. Allergy Asthma Immunol. 2015; 7 (1): 22-29. DOI: 10.4168/aair.2015.7.1.22.

8. Jerschow E., Lin R.Y., Scaperotti M.M., McGinn A.P. Fatal anaphylaxis in the United States, 1999-2010: temporal patterns and demographic associations. J Allergy Clin Immunol. 2014; 134 (6): 1318-1328. e7. DOI: 10.1016/j.jaci.2014.08.018.

9. Campbell R.L., Hagan J.B., Manivannan V, Decker W.W., Kanthala A. R., Bellolio M.F., Smith V.D., Li J.T. Evaluation of national institute of allergy and infectious diseases/food allergy and anaphylaxis network criteria for the diagnosis of anaphylaxis in emergency department patients. J Allergy Clin Immunol. 2012; 29 (3): 748-52. DOI: 10.1016/j.jaci.2011.09.030.

10. ATC/DDD Index 2019. Available at: https: //www.whocc.no/atc_ddd_index/

11. Федеральный закон ФЗ №61 от 12.04.2010 г. «Об обращении лекарственных средств. Режим доступа: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_99350/.

12. Ring J., Frnnz R., Brockow K. Anaphylactic reactions to local anesthetics. Chem Immunol Allergy. 2010; 95: 190-200. DOI: 10.1159/000315952.

13. Nakamura N, Tamagava-Mineoka R., Masuda K., Katoh N. Immediate-type allergic reactions to local anesthetics. Allergology International 2018: 67 (1): 160-161. DOI: 10.1016/j.alit.2017.07.003.

14. Ахмедзянова Д.Г, Рахма,туллина Н.М., Сибгатуллина НА., Делян B. Ю., Закирова Г.Н., Трофимова О.Р, Пантелеймонова П.М. Острые побочные реакции на введение рентгеноконтрастных веществ в практике врача. Вестник современной клинической медицины. 2018; 11 (5): 100-104. DOI: 10.20969/VSKM.2018.11 (5).100-104.

15. Российская ассоциация аллергологов и клинических иммунологов: Федеральные клинические рекомендации по анафилактическому шоку. Утверждены Президиумом РААКИ 23.12.2013 г. Режим доступа: http: //www.raaci.ru/ClinRec/8.Anaphylaxy.pdf

16. Глотов М.А., Знаменская Л.К., Коняева Е.И. Клинический протокол профилактики и лечения анафилаксии. Симферополь, 2016. 24 с.

17. Jares E. J., Baena-Cagnani C.E., Sanchez-BognesM., EnsinaL.F., Arias-Cruz A. Drug-induced anaphylaxis in Latin American countries. The Journal of Allergy a,nd Clinical Immunology: in Practice. 2015; 3 (5): 780-788. DOI: 10.1016/j.jaip.2015.05.012.

18. Lee S.Y., Ahn K., Kim J., Jang G.C., Min T.K., YangH.J. A multicenter retrospective case study of anaphylaxis triggers by age in Korean children. Allergy, asthma & immunology research. 2016; 8 (6): 535-540. DOI: 10.4168/aair.2016.8.6.535.

19. Матвеев А.В., Крашенинников А.Е., Егорова Е.А., Коняева Е.И. Изучение лекарственно-индуцированных кожных реакций на основании карт-извещений о нежелательных реакциях лекарственных средств в Республике Крым за 2009-2016 гг. Фармация и фармакология. 2019; 7 (1): 32-41. DOI: 10.19163/2307-9266-2019-7-1-32-41.


Для цитирования:


Матвеев А.В., Крашенинников А.Е., Белостоцкий А.В., Андреева Д.М., Марченко С.Д., Егорова Е.А. Лекарственный анафилактический шок. Общая реаниматология. 2020;16(3):76-84. https://doi.org/10.15360/1813-9779-2020-3-76-84

For citation:


Matveev A.V., Krasheninnikov A.E., Belostotsky A.V., Andreeva D.M., Marchenko S.D., Egorova E.A. Drug-Induced Anaphylactic Shock. General Reanimatology. 2020;16(3):76-84. (In Russ.) https://doi.org/10.15360/1813-9779-2020-3-76-84

Просмотров: 175


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1813-9779 (Print)
ISSN 2411-7110 (Online)