Preview

Общая реаниматология

Расширенный поиск
Том 10, № 4 (2014)
https://doi.org/10.15360/1813-9779-2014-4

РЕДАКЦИОННАЯ СТАТЬЯ 

6-10 1432
Аннотация

Редакционная статья посвящена разработке алгоритма диагностики и прогноза течения острого респираторного дистресс синдрома (ОРДС), основанного на использовании данных, полученных в НИИ общей реаниматологии им. В. А. Неговского в 2012—2014 гг. Представлены современные подходы к диагностике и лечению ОРДС. Приведены собственные данные и данные зарубежной литературы последних лет, свидетельствующие о потенциале количественного определения сурфактатных белков SPA и SPD, продуцируемых клетками дыхательного эпителия, для раннего диагноза и прогноза течения ОРДС. Предложен новый алгоритм ранней диагностики и прогноза развития ОРДС, основанный на использовании поэтапного определения количественного содержания SPA и SPD в плазме больных при критических состояниях. Циркулирующие молекулы SPA и SPD рассматриваются в качестве кандидатных биомаркеров, имеющих существенную ценность для создания мультипараметрической панели биомаркеров для диагноза и прогноза ОРДС как жизнеугрожающего критического состояния.

ТРАВМА. КРОВОПОТЕРЯ 

11-36 1714
Аннотация

Цель исследования. Изучить механизмы развития посттравматических изменений в клетках крови путем исследования ДНКповреждений, связанных с гипоксией, вызванной массивной кровопотерей при тяжелой травме.

Материалы и методы. Для исследования ДНКповреждений, процессов некроза и апоптоза белых клеток крови было обследовано 95 больных в возрасте 40,6±16,5 лет (от 20 до 79 лет), перенесших тяжелую механическую травму с различными объемами потери крови (от 100 до 4000 мл) и нарушениями гемодинамики. Среднее значение потери крови (ПК) с учетом веса пострадавших составило 21,5±16,5 мл/кг (от 1,4 до 61,5 мл/кг). Пострадавшие были разделены в зависимости от объема потери крови на четыре группы: КП I СТ (кровопотеря I степени тяжести) — 26 пострадавших, объем потери крови (ОПК) составил меньше 750 мл (5,93±2,41 мл/кг); КП II СТ — 23 пострадавших, ОПК составил 750—1500 мл (11,5±1,5 мл/кг); КП III СТ — 23 пострадавших, ОПК составил 1500—2000 мл (23,8±4,0 мл/кг);КП IV СТ (кровопотеря IV степени тяжести) — 23 пострадавших, ОПК составил более 2000 мл (45,6±10,1 мл/кг); в зависимости от вида травмы: ТСТ (тяжелая скелетная травма) — 17 пострадавших, ЧМТ (черепномозговая травма) — 43 пострадавших, ТСТ+ЧМТ (сочетание тяжелой скелетной и черепномозговой травм) — 35 пострадавших. В зависимости от развития инфекционных осложнений: инфекция «+» — 69 пострадавших у которых на 5—7е сутки после травмы развились инфекционные осложнения; инфекции «» — 26 пострадавших. Для оценки влияния гипоксии на ДНКповреждения, процессы апоптоза и некроза белых клеток крови общая группа пострадавших с травмой была разделена на 2 группы: гипоксия «+» — 18 пострадавших; гипоксии «» — 10 пострадавших, у которых при поступлении в реаниматологическое отделение все 4 показателя (рО2 в капиллярной крови, уровень лактата, рН и ВЕ плазмы крови) были в пределах нормы. ДНКповреждения, некротические и апоптотические изменения в белых клетках крови оценивали методом ДНКкомет. Концентрацию внеклеточной ДНК в плазме крови определяли флуориметрически, с использованием набора QuantiT™ HS DNA Assay Kit (Invitrogen, США). Содержание 8гидрокси2дезоксигуанозина в плазме крови определяли с помощью иммуноферментного метода с использованием набора 8hydroxy 2deoxyGuanosine EIA Kit (Cayman Chemical, США). Содержание каспазы3, каспазы9, супероксиддисмутазы и sAPO1/FAS определяли с помощью иммуноферментного метода с использованием тестсистем фирмы Bender MedSystems (Австрия).

Результаты. Выявлено повышение содержания свободной ДНК в плазме крови пострадавших относительно контроля на протяжении всего периода наблюдения, что обусловлено ее поступлением из клеток, поврежденных в результате травмы тканей. В первые две недели после травмы отмечено увеличение ДНКповреждений и усиление процессов гибели белых клеток крови по некротическому и апоптотическому механизму у пострадавших с различными видами травмы, что, возможно, связано с активным участием лейкоцитов в процессах удаления продуктов клеточного распада поврежденных в результате травмы тканей и предупреждения развития инфекционных осложнений. Гибель белых клеток крови у пострадавших с травмой по некротическому пути не зависит от объема потери крови и степени гипоксии, в то время как по апоптотическому механизму выявлена интенсивность гибели лейкоцитов у этих больных от гипоксии. Вероятность развития инфекционных осложнений у пострадавших с травмой при кровопотере и гипоксии определяется количеством некротических ДНКкомет и значениями интегрального показателя на 3й день после травмы. Количество апоптотических ДНКкомет белых клеток крови в первый день после травмы зависит от объема потери крови и степени гипоксии. Не выявлено зависимости инфекционных осложнений у пострадавших с травмой от количества апоптотических ДНКкомет в 1й день после травмы. Выявлены различия в уровнях ДНК повреждений, апоптоза и некроза в белых клетках крови у пострадавших с ЧМТ и ТСТ. Массивные повреждения костей и тканей при тяжелой сочетанной травме сопровождается более выраженными изменениями ДНК повреждений в первую неделю после травмы и постепенным снижением показателей ДНКповреждений — во вторую неделю. Выявлено трехкратное снижение концентрации 8гидрокси2дезоксигунозина в плазме крови пострадавших с травмой, сопровождающееся и, возможно, обусловленное, увеличением количества супероксиддисмутазы.

Заключение. Выявлена зависимость выраженности ДНКповреждений, апоптоза и некроза от гипоксии, а также развитие инфекционных осложнений у пострадавших с гипоксией, вызванной массивной кровопотерей при тяжелой травме.

37-43 1140
Аннотация

Цель исследования. Выявить структурные изменения аорты в восстановительном периоде после длительной геморрагической гипотензии и последующей реинфузии крови.

Материал и методы. Проведено две серии экспериментов (контрольная и опытная) по 10 белых беспородных крыссамцов в каждой. Животных наркотизировали тиопенталом натрия (25 мг/кг). 60минутную геморрагическую гипотензию (40 мм рт. ст.) вызывали катетеризацией левой общей сонной артерии, после чего проводили реинфузию крови и ушивали рану. Время наблюдения за животными составило 60 суток, по истечению которых для исследования забирали фрагменты грудного и брюшного отдела аорты. Гистологические срезы окрашивали гематоксилином и эозином, по Ван Гизону, Вергефу и Вейгерту. Определяли морфометрические и гистометрические параметры, включая процентное соотношение оболочек в стенке сосуда и коэффициенты пропускной способности.

Результаты. Установлено, что грудной и брюшной отделы аорты отличаются друг от друга морфометрическими параметрами, что определяет различные условия гемодинамики в них при критических состояниях организма. Гипертрофия средней оболочки брюшного отдела аорты за счет утолщения гладкомышечных слоев свидетельствует о ремоделирующих процессах в ее стенке, что после массивной кровопотери сопровождается снижением количества эластических мембран и экспрессией коллагенсодержащих структур. Для грудного отдела аорты подобные изменения выражаются снижением площади средней оболочки, значительным утолщением адвентиции и резким снижением коэффициентов пропускной способности.

Заключение. Выявленные морфометрические особенности различных отделов аорты следует рассматривать в качестве основы долговременной адаптации, позволяющей максимально эффективно осуществлять кровоснабжение жизненно важных органов в отдаленные сроки восстановительного периода.

КРИТИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ В ПЕДИАТРИИ И НЕОНАТОЛОГИИ 

44-50 1377
Аннотация

Цель работы — оценка эффективности альвеофакта у новорожденных с респираторным дистресссиндромом (РДСН).

Материал и методы. В исследование включили 5 недоношенных новорожденных. Средний гестационный возраст составил 30,2±2,3 нед., масса тела при рождении — 1422±604 г. В проведении искусственной вентиляции легких (ИВЛ) нуждались все недоношенные новорожденные, т. к. ведущим клиническим признаком была тяжелая дыхательная недостаточность. Учитывая гестационный возраст, проведение ИВЛ с рождения, всем новорожденным на 3—5 минутах жизни эндотрахеально введен сурфактант альвеофакт. Средняя доза препарата — 50 мг/кг.

Результаты. Пилотное исследование показало эффективность альвеофакта. После введения альвеофакта в течение первых суток жизни происходит нормализация показателей газообменной функции легких. Введение альвеофакта позволяет проводить ИВЛ с параметрами, близкими к физиологическим.

ОБЗОРЫ 

51-73 1596
Аннотация

В первой части обзора приводятся сведения о составе и свойствах легочного сурфактанта, количественных и качественных нарушениях сурфактантной системы легких при различных патологических состояниях новорожденных и взрослых, описывается состав коммерческих синтетических и природных препаратов сурфактанта. Проводится анализ результатов сурфактанттерапии РДС и других заболеваний легких с вторичным дефицитом сурфактанта у новорожденных.

В ПОМОЩЬ ПРАКТИКУЮЩЕМУ ВРАЧУ 

74-81 1070
Аннотация

Цель исследования — сравнительная оценка клинического течения периоперационного периода у пациентов, оперированных с применением минимально инвазивного доступа и срединной стернотомии.

Материалы и методы. В ретроспективный анализ были включены все пациенты, которым в период с ноября 2011 по декабрь 2013 выполнялась коррекция порока митрального клапана с/или без коррекции порока трикуспидального клапана и аблации предсердий. 121 и 112 пациентов были оперированы с применением минимально инвазивного доступа (основная
группа) и срединной стернотомии (контрольная группа), соответственно.

Результаты. Продолжительность (медиана [25; 75 процентиль]) окклюзии аорты в основной группе (89 [71; 120] мин) достоверно превышала таковую в контрольной группе (65 [52; 84] мин), р<0,01. Острая сердечная недостаточность осложнила клиническое течение в 28 (23,1%) и 15 (13,4%) случаях в основной и контрольной группах, соответственно, р=0,06. Два летальных исхода в группе с применением минимально инвазивного доступа были обусловлены интраоперационным расслоением аорты. Сроки нахождения пациентов в палате реанимации и госпитализации достоверно не различались между группами.

Заключение. Полученные результаты в целом соотносятся с мировыми данными, полученными в период становления методики. Частота и характер осложнений при использовании минимально инвазивной коррекции порока митрального клапана требуют дополнительных финансовых затрат и человеческих ресурсов. Анализ отдаленных результатов лечения необходим для взвешенной оценки эффективности и целесообразности применения методики.

ИНФОРМАЦИЯ 

ХРОНИКА 



ISSN 1813-9779 (Print)
ISSN 2411-7110 (Online)