КЛИНИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 
Цель исследования. Оценка безопасности регионарной анестезии при выполнении каротидной эндартерэктомии (КЭЭ) у пациентов в остром периоде ишемического инсульта.
Материалы и методы. В одноцентровое проспективное когортное исследование включили 66 пациентов в остром периоде ишемического инсульта, соответствующего атеротромботическому подтипу по классификации TOAST, которым была выполнена КЭЭ. Критериями включения являлись: ишемический инсульт атеротромботического подтипа (первые 28 дней), ипсилатеральный ишемическому инсульту стеноз ВСА 50% и более, неврологический дефицит 1–4 балла по модифицированной шкале Rankin, неврологический дефицит 1–13 баллов по шкале инсульта NIHSS, размер ишемического очага в головном мозге не более 4 см. Сравнили два анестезиологических подхода — регионарную анестезию (РА) и общую анестезию (ОА). У 46 пациентов применяли РА, у 20 больных — ОА. РА выполняли под ультразвуковой навигацией в объеме блокады поверхностного и глубокого шейных сплетений на стороне операции.
Результаты. Статистически значимых различий в исходных характеристиках пациентов, особенностях хирургических операций и клинических исходах между группами не выявили. Токсических реакций на местный анестетик в виде неврологических или сердечно-сосудистых реакций не отметили. Конверсии с РА на ОА не выполняли. На госпитальном этапе повторного ишемического ипсилатерального инсульта, инфаркта миокарда, раневых геморрагических осложнений, а также летальных исходов в группе РА не произошло.
Заключение. В пилотном исследовании продемонстрировали безопасность РА при выполнении КЭЭ у пациентов в остром периоде ишемического инсульта. РА позволяет осуществлять адекватный нейромониторинг и своевременную интраоперационную диагностику «новых» ишемических осложнений. Для сравнения эффективности РА и ОА при КЭЭ у пациентов в остром периоде ишемического инсульта необходимо проведение крупных рандомизированных исследований.
Для тяжелообожженных пациентов существует проблема диагностики как сепсиса, так и септического шока. Важное место имеют методы мониторинга, позволяющие своевременно диагностировать развитие органной дисфункции. Скорость клубочковой фильтрации с параметрами центральной гемодинамики может быть рассмотрена в составе комплексного мониторинга эффективности терапии септического шока.
Цель. Определение взаимосвязи целевого среднего артериального давления с параметрами скорости клубочковой фильтрации при лечении тяжелообожженных пациентов с септическим шоком.
Материалы и методы. В исследование включили 158 тяжелообожженных пациентов с септическим шоком — 121 представляли ретроспективную историческую группу, 37 пациентов — проспективную. Основными критериями эффективности лечения являлись показатели 28-дневной и госпитальной летальности.
Результаты. У больных на проспективном этапе исследования 28-дневная летальность снизилась до 16,2% по сравнению с 33,9% в ретроспективной группе, и госпитальная — до 29,7% по сравнению с 42,1%, соответсвенно (p<0,05).
Заключение. Включение в комплексную интенсивную терапию пациентов с тяжелой ожоговой травмой при развитии септического шока расширенного гемодинамического и метаболического (оценка почечной функции) мониторинга позволяет целенаправленно корректировать инфузионную терапию и обеспечить более раннее начало экстракорпоральной гемокоррекции, что, в свою очередь, обеспечивает лучшую выживаемость больных.
Цель исследования. Улучшение результатов лечения пациентов с РМ токсического генеза, осложненного ОПП, путем применения метода ранней селективной гемосорбции (СГ).
Материалы и методы. Обследовали 36 пациентов, которых разделили на две группы. В группу 1 включили 24 пациента, которым применяли стандартную терапию и гемодиафильтрацию (ГДФ) по жизненным показаниям. Во 2-ю группу — 12 пациентов, которым выполнили раннюю СГ с целью предупреждения прогрессирования ОПП. Выполнили сравнительный анализ клинико-лабораторных показателей и результатов лечения между группами.
Результаты. Применение СГ позволило снизить концентрацию миоглобина к 5-м суткам терапии с 384,1 до 112,4 мкг/л (70,7%), по сравнению с консервативной терапией — с 335,15 до 219,1 мкг/л (34,6%). К 7-м суткам терапии его концентрация равнялась 18,8 (95,1%) и 142,4 (57,5%), соответственно (р=0,012). Концентрация цистатина-С в группе 2 снизилась к 5-м суткам с 17,3 до 3,2 мг/л (81,5%), а в группе 1 — с 14,9 до 11,7 мг/л (21,5%). К 7-м суткам отметили его снижение до 2,5 (85,6%) и 14,1 (5,3%) мг/л, соответственно (р=0,001). Продолжительность лечения в ОРИТ в группе 2 составила 7 (6; 9) суток, а в группе с консервативной терапией — 12 (7; 13) суток (р=0,04). Продолжительность лечения в стационаре — 12 (10; 16) и 22 (14,5; 24,5) суток, соответственно (р=0,028).
Заключение. Включение метода ранней СГ в комплексную интенсивную терапию позволило снизить концентрацию маркеров эндогенной интоксикации, выраженность ОПП, улучшить фильтрационную способность почек, уменьшить сроки пребывания в ОРИТ и стационаре.
В ПОМОЩЬ ПРАКТИКУЮЩЕМУ ВРАЧУ 
Представили наблюдение осложнения процедуры экстракорпоральной мембранной оксигенации (ЭКМО) — механического гемолиза, связанного с тромбозом головки насоса ЭКМО, у пациентки с обширным повреждением легких на фоне COVID-19. После смены контура для борьбы с негативными эффектами гемолиза и ростом свободного гемоглобина на фоне резкого ухудшения клинического состояния и функции почек приняли решение о проведении гемосорбции. На фоне терапии отмечали сокращение выраженности гемолиза, снижение концентрации лактатдегидрогеназы, двукратный рост отношения P/F. Пациентка выписана из стационара на 54-е сутки без потребности в кислородотерапии и гемодиализе. В дискуссии рассмотрели вопросы выбора метода терапии осложнений процедуры ЭКМО.
Заключение. Отметили положительное влияние своевременного, методически верного и клинически обоснованного применение гемосорбции в сочетании со сложными высокотехнологичными лечебными процедурами.
ОБЗОРЫ 
Синдром полиорганной недостаточности (СПОН) является ведущей причиной летальности новорожденных в отделениях реанимации и интенсивной терапии. Распространенность СПОН у новорожденных сегодня точно не известна, так как его частота различается при асфиксии, сепсисе, у недоношенных новорожденных, при сочетанной патологии и зависит от уровня развития и финансирования здравоохранения в разных станах. В структуре причин СПОН у данной категории пациентов ведущее место занимают сепсис и острый респираторный дистресс синдром.
Цель обзора. Обобщить имеющиеся литературные данные о патогенезе, терапевтических стратегиях и исходах синдрома полиорганной недостаточности у новорожденных.
Материалы и методы. Поиск информации проводили по базам данных PubMed, Scopus, Webof-science, РИНЦ по следующим ключевым словам: newborns, multipleorganfailure, etiology, pathogenesis, premature, diagnosis, treatment, respiratorysupport, cardiotonicsupport, без языковых ограничений. Для анализа выбрали 144 источника с полным доступом к тексту, 70% которых были опубликованы в течение последних пяти лет, а 50% — в течение последних трех лет. Критерием исключения источников служили малая информативность и устаревшие данные.
Результаты. Распространенность СПОН у новорожденных сегодня точно не известна. Это обусловлено тем, что также как у взрослых пациентов, СПОН у новорожденных может сопутствовать разным заболеваниям, поэтому его частота не одинакова при асфиксии, сепсисе, у недоношенных новорожденных, при сочетанной патологии. Точные данные о летальности новорожденных при СПОН не установлены, однако по некоторым данным она может достигать 13-50%.
У новорожденных этиология СПОН имеет свои особенности — патологический процесс чаще всего инициируется двумя основными причинами — интранатальной/постнатальной асфиксией и сепсисом, однако, на его течение нередко влияют интранатальные факторы: чаще всего это внутриутробные инфекции и острое нарушение плацентарного кровотока.
Ключевым звеном патогенеза СПОН у новорожденных является цитокинемия, которая запускает универсальные механизмы критического состояния. Попытки выделить различные клинические траектории критического состояния у разной категории пациентов привели к открытию фенотипов СПОН, имеющих особенности системного воспалительного ответа. Данное научное направление является весьма перспективным для создания новых классов препаратов и индивидуальных лечебных траекторий у новорожденных со СПОН, обусловленным разной нозологией.
В прогнозировании исходов СПОН у новорожденных в практической деятельности используется шкала pSOFA, однако у недоношенных детей с низкой массой тела высокой валидностью обладает шкала nSOFA.
Поражение центральной нервной системы является ведущим негативным исходом, ассоциированным со СПОН у новорожденных, причем среди факторов, влияющих на риск его развития как у доношенных, так и недоношенных детей, ключевыми являются гестационный возраст и своевременность начала лечебных мероприятий.
Заключение. Перспективными направлениями исследования патофизиологии СПОН в неонатологии являются изучение клеточных мессенджеров воспаления, фенотипов СПОН, митохондриальной недостаточности и иммунитета у новорожденных детей, находящихся в критическом состоянии с СПОН, обусловленным разной нозологией. В прогнозировании исходов СПОН у доношенных новорожденных целесообразно использовать шкалу pSOFA, а у недоношенных детей с низкой массой тела — шкалу nSOFA.
Конечно-экспираторное давление остается сегодня одним из немногих параметров механической респираторной поддержки, значения которых не подверглись строгой регламентации с позиций научно-доказательной медицины. Отсутствие «золотого стандарта» оптимизации конечно-экспираторного давления в совокупности с очевидным значимым вкладом в эффективность и безопасность респираторной поддержки заставляет в течение десятилетий продолжать поиск оптимального метода выбора его значений.
Цель обзора. Выявление оптимальных методов определения значений конечно-экспираторного давления на основе анализа его положительных и негативных эффектов в применяемых стратегиях механической респираторной поддержки.
Материалы и методы. Анализировали 165 научных работ из баз данных медицинских и биологических публикаций PubMed, Scopus, РИНЦ. Из них отобрали 86 источников, наиболее полно отражающих информацию по следующим разделам: респираторная поддержка, конечно-экспираторное давление, рекрутмент, вентиляционно-перфузионные отношения, метаболография, газоанализ.
Результаты. Сформулировали основные положительные и негативные эффекты конечно-экспираторного давления в отношении как биомеханических характеристик легких, так и легочной перфузии. Провели анализ эволюции взглядов на методики определения оптимальных значений конечно-экспираторного давления, в котором сделали акцент на некую «зацикленность» научного сообщества в последние десятилетия в отношении раскрытия альвеол. Привели перспективные методики, основанные на анализе диффузионного потенциала легких.
Заключение. Фокусировка внимания на механическом раскрытии легких не позволяет продвинуться научному обществу в оптимизации конечно-экспираторного давления. Методы динамической оценки эффективности легочной диффузии позволяют взглянуть на проблему под новым углом, открывая дополнительные пути «золотого стандарта».
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 
Цель исследования. Разработать дополнительную профессиональную компетенцию «Оказание неотложной помощи при остановке сердечной деятельности» и апробировать комплекс средств, способствующих ее формированию у студентов выпускного курса специалитета по специальности 31.05.01 Лечебное дело.
Материал и методы. Исследование проводили в два этапа. I-й этап — в рамках профессиональной компетенции-11 (ПК-11) «Готовность к участию в оказании скорой медицинской помощи при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства», разработали дополнительную профессиональную компетенцию «Оказание неотложной помощи при остановке сердечной деятельности», определение уровней ее сформированности. II-й этап — исследовательский, проводили на базе медицинского института, Балтийского федерального университета им. И. Канта во время изучения дисциплины «Анестезиология, реанимация, интенсивная терапия», которая включена в Блок 1. Дисциплины (модули), базовая часть в рамках программы специалитета 31.05.01 Лечебное дело. В исследовании принимали участие 140 студентов 6-го курса медицинского института специалитета по специальности 31.05.01 «Лечебное дело». Обучающихся разделили на две группы: экспериментальную — 80 человек (средний возраст — 25±1,5 года; сформировали из студентов, обучавшихся в 2021 г.) и контрольную — 60 человек (средний возраст — 25,9±1,6 лет, сформировали из студентов, обучавшихся в 2019 г., анализировали ретроспективно).
Результаты. Разработали дополнительную профессиональную компетенцию «Оказание неотложной помощи при остановке сердечной деятельности» и ее стратифицированную структуру. Для каждой компонентной страты разработали конкретные элементы. На основании разработанных элементов, которые студент осваивал в процессе обучения, происходило формирование необходимой компетенции. Включение в образовательную программу новых педагогических технологий способствовало более эффективному обучению и формированию компетенции. Уровни сформированности дополнительной профессиональной компетенции «Оказание неотложной помощи при остановке сердечной деятельности» отличались между группами. У большинства студентов контрольной группы был определен пороговый уровень компетенции. Базовый и повышенный уровни сформированности компетенции статистически оказался значимо выше у студентов экспериментальной группы, по сравнению с контрольной (р<0,05).
Заключение. Показали необходимость разработки дополнительной профессиональной компетенции «Оказание неотложной помощи при остановке сердечной деятельности» в рамках ПК-11 «Готовность к участию в оказании скорой медицинской помощи при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства». Успешно реализовали и апробировали на практике систему формирования дополнительной профессиональной компетенции с применением новых педагогических разработок, в том числе основанных на комплексе средств современных информационных и коммуникационных технологий.
ISSN 2411-7110 (Online)