Preview

Общая реаниматология

Расширенный поиск
Том 16, № 5 (2020)
Скачать выпуск PDF | PDF (English)
https://doi.org/10.15360/1813-9779-2020-5

РЕДАКЦИОННАЯ СТАТЬЯ 

4-7 683
Аннотация

Несмотря на прогресс современной реаниматологии, оптимальная продолжительность попытки сердечно-легочной реанимации (СЛР) при оказании медицинской помощи до сих пор не определена.
Представляется целесообразным инициировать открытую дискуссию отечественного научно-медицинского сообщества по вопросу разработки единых законодательно закрепленных критериев прекращения реанимационных мероприятий с учетом передового научного опыта и действующих международных рекомендаций с последующим внесением согласованных изменений в клинические рекомендации по СЛР.

8-12 1162
Аннотация

Внезапная внебольничная остановка сердца (ВОС) — третья по частоте причина смерти в развитых странах.
Обучение основам СЛР лиц без медицинского образования — наиболее важная стратегия повышения выживаемости при остановке сердца. Программы, включающие такое обучение, весьма эффективны, однако полного охвата населения достичь очень трудно вследствие их необязательного статуса. В связи с этим, по мнению экспертов, СЛР необходимо ввести в школьную программу в качестве обязательного предмета. Именно этого мы ждем от политиков, ответственных за систему здравоохранения и образование, во всех странах. Пока наша цель не достигнута, мы призываем всех помочь нам убедить ответственных лиц и принять участие в таких кампаниях, как KIDS SAVE LIVES и World Restart a Heart.

КЛИНИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И ПРАКТИКА 

13-21 1056
Аннотация

Для оценки нутриционного статуса в последние годы используют ультразвуковое исследование мышц и подкожно-жировой клетчатки, однако единых подходов при выборе мышц для него пока не существует.
Цель работы — ультразвуковое исследование вариабельности толщины различных мышц и подкожно-жировой клетчатки для выявления оптимальных кожно-мышечных структур при оценке нутриционного статуса.
Материалы и методы. Проспективное обсервационное исследование 14 пациентов. Всем пациентам выполнили ультразвуковое исследование толщины мышц: m. rectus femoris; m. tibialis anterior; m. biceps brachii; m. deltoideus и m. sternocleidomastoideus, а также толщины кожи и подкожно-жировой клетчатки над мышцей. Этапы исследования: при поступлении в ОРИТ, через 7, 14, 21, 28, 42 суток после поступления. На 7-, 14- и 21-е сутки выполнили тест с инфузионной нагрузкой 1000 мл 0,9% раствора хлорида натрия. На 5- и 10-е сутки выполнили тест с позиционированием пациента на бок.
Результаты. Выявили, что m. tibialis anterior изменяет свои размеры при повороте пациента на бок на 2%, m. deltoideus — на 6%, m. sternocleidomastoideus — на 10%, m. rectus femoris — 20,5%, а m. biceps brachii — на 26%. При инфузии 1000 мл 0,9% раствора хлорида натрия вариабельность размера m. tibialis anterior составила — 2%, m. deltoideus — 2%, m. sternocleidomastoideus — 6%, m. biceps brachii — 8%. m. rectus femoris — 12%.
Толщина подкожно-жировой клетчатки над m. biceps brachii и m. rectus femoris изменялась в большей степени, чем передне-задний размер самих мышц (p<0,05).
Заключение. Оптимальными мышцами для ультразвуковой оценки нутриционного статуса являются m. deltoideus и m. tibialis anterior, поскольку на их размеры позиционирование пациента и проводимая инфузионная терапия влияет меньше. Внутривенное введение жидкости увеличивает вариабельность толщины подкожно-жировой клетчатки.

22-29 827
Аннотация

Цель исследования: повысить клиническую эффективность фасциальной блокады мышцы, выпрямляющей спину (МВС), при обезболивании пациентов со множественными переломами ребер.
Материалы и методы. Наблюдали 4-х пациентов с множественными переломами ребер, которым с целью обезболивания катетеризировали МВС в фасциальной плоскости с последующим длительным введением местного анестетика. Для оценки эффективности фасциальной блокады МВС использовали визуальную аналоговую шкалу (ВАШ) оценки боли, показатели продуктивности кашля и форсированной жизненной емкости легких (ФЖЕЛ), модифицированную 3-компонентную шкалу. Распространение местного анестетика (10% раствор лидокаина) и контраста (раствор юнигексола, 350 мг йода/мл) определяли методом компьютерной томографии и сопоставляли с данными регистрации снижения болевой чувствительности по уровням грудных позвонков.
Результаты. После выполнения фасциальной блокады МВС у пациентов с множественными переломами ребер отметили уменьшение боли по ВАШ в покое — на 3-4 балла и при кашле — на 3-6 баллов, увеличение показателей продуктивности кашля — на 1 балл и модифицированной 3-компонентной шкалы — на 1-3 балла. Отметили распространение раствора местного анестетика преимущественно в краниально-каудальном и в переднем направлении к пространству между поперечными отростками без выраженного растекания в латеральном и медиальном направлениях. Во всех 4 наблюдениях раствор местного анестетика и контраста распространился от кончика катетера в краниальном направлении на несколько уровней грудных позвонков дальше, чем в каудальном направлении.
Заключение. Фасциальная блокада МВС у пациентов с множественными переломами ребер является достаточно эффективным методом обезболивания. Выполнение катетеризации фасциальной плоскости МВС необходимо проводить на уровне позвонка, соответствующего нижележащему сломанному ребру. Полученные данные могут служить основанием для проведения дальнейших исследований с включением большего количества пациентов.

30-36 756
Аннотация

Выбор препарата стартовой инфузионной терапии в раннем послеоперационном периоде актуален с позиции клинической эффективности, определяющей также и экономическую целесообразность комплекса лечебных мероприятий.
Цель исследования. Сравнительная оценка сукцинатсодержащего раствора и раствора 0,9% NaCl в качестве препарата стартовой инфузионной терапии в раннем послеоперационном периоде у детей.
Материалы и методы. Провели проспективное рандомизированное исследование методом случайной выборки у 43 пациентов с оценкой по ASA II-III после плановых хирургических вмешательств, длительностью 1-3 часа. В 1-й группе «N», (n=23) дети в раннем послеоперационном периоде (в течение 3 ч после операции) получали непрерывную инфузию раствора 0,9% NaCl, во 2-й группе «R», (n=20) — инфузию в режиме 2,3 (1,6; 2,8) сукцинатсодержащим раствором. Межгрупповое и внутригрупповое различие на этапах исследования оценивали по динамике водно-электролитного и кислотно-основного состояния (КОС), основного обмена и значений фазового угла — расчетного интегрального показателя состояния мембран клеточных структур. Данные регистрировали на 5 этапах исследования: 1 — сразу при поступлении в ОРИТ (исходные данные), 2 — через 60 минут, 3 — через 90 минут, 4 — через 120 минут, 5 — через 180 минут от момента поступления в ОРИТ.
Результаты. Концентрация калия в плазме крови значимо различалась между группами через 60 (p=0,01) и 180 минут (p=0,04) после начала инфузии препаратов. В группе N на 2-м этапе отмечали снижение показателя на 7%, а в группе R увеличение на 2,1%, по отношению к исходному значению. К концу исследования концентрация калия снижалась в группе N на 6,9% и в группе R — на 6,5%. Внутригрупповые различия были значимы в группе N на 2-м (p=0,02) и 5-м (p=0,01) этапах. В группе R ни на одном этапе не выявили значимых различий от исходных значений. Во всех случаях значения показателя находились в пределах референсных значений. В группе N на 2-м этапе содержание натрия достоверно повышалось от значений 1-го этапа на 2,1% (p=0,01). В группе R на 5-м этапе наблюдали значимое снижение содержания Cl- на 2,7% (p=0,01). Динамика показателей КОС характеризовалась тенденцией к смешанному ацидозу на 2-м этапе в обеих группах, отмечали одинаковое значимое снижение pH на 1,3% от исходного значения, а к 5-у этапу — снижение pH было более выражено в группе N — на 1,2% от исходного значения, в группе R — на 0,9%, соответственно (p=0,01). В группе N выявили снижение значения фазового угла на 8,6% на 2-м этапе и на 6% к 5-у этапу исследования (p=0,01). В группе R значимых различий в динамике значений фазового угла не обнаружили.
Заключение. Сукцинатсодержащий раствор благоприятнее влияет на водно-электролитный баланс, КОС плазмы крови, состояние клеточных мембран в сравнении с раствором 0,9% NaCl.

37-44 534
Аннотация

Массивная лимфорея приводит к тяжелым нарушениям функции органов и систем и, вследствие удаления с лимфой из организма жизненно важных метаболитов, может закончиться летальным исходом.
Цель. Показать клиническую неэффективность консервативной терапии и позднего лигирования лимфатического протока при продолжительной и массивной послеоперационной лимфорее.
Результаты. Наблюдали больную после дистальной субтотальной резекции желудка с плоскостной резекцией поджелудочной железы, лимфодиссекции D2, дренирования брюшной полости по поводу низкодифференцированного рака нижней трети желудка (T4aNoMo) и тотальной гистерэктомии, у которой через 3 дня после операции развилась наружная лимфорея через дренажи в брюшной полости. Богатая жирами диета, эндолимфатическое введение этамзилата натрия, прошивание лимфатического протока не привели к прекращению истечения лимфы. Несмотря на проводимую интенсиную терапию, включая методы экстракорпоральной детоксикации, прогрессировали проявления полиор-ганной недостаточности и на 28-е сутки после операции констатировали смерть больной.
Заключение. Повреждение лимфатических сосудов и лимфоузлов может осложниться массивной лимфореей при выявлении источника которой необходимо как срочное оперативное вмешательство, направленное на остановку лимфорагии так и коррекция гомеостаза с целью восполнения потерянных организмом метаболитов и предупреждения летального исхода.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 

45-55 730
Аннотация

Цель исследования — изучить противовоспалительное действие хлорида лития путем воздействия на нейтрофилы человека сыворотки пациентов с септическим шоком in vitro.
Материал и методы. Исследование проводили на выделенных из крови 6 здоровых доноров нейтрофилах, которые активировали с помощью сыворотки пациентов с септическим шоком, после чего оценивали их активность с помощью флуоресцентных антител к маркерам дегрануляции CD11b и CD66b. Уровень апоптоза и некроза нейтрофилов человека оценивали через 22 часа после выделения; количественная оценка была проведена с использованием аннексина V и йодистого пропидия на проточном цитофлуориметре. Интактные и активированные нейтрофилы обрабатывали раствором хлорида лития в концентрациях 0,3; 3,0 и 9 ммоль.
Результаты. Уровень экспрессии CD11b на поверхности интактных нейтрофилов (здоровые доноры) составил 3434,50 [3311,0-3799,0] условных единиц флуоресценции (у.е.ф.). Инкубация нейтрофилов с сывороткой крови пациентов с септическим шоком увеличивала экспрессию CD11b в 2,5 раза — 8589,0 [7279,0-11258,0] у.е.ф. (р=0,005) в сравнении с интактными лейкоцитами, и увеличивала экспрессию CD66b в 2,7 раза до 27 600,0 [22 999,0-28 989,0] у.е.ф. (р=0,005) в сравнении с интактными нейтрофилами. Лития хлорид дозозависимо в концентрациях — 0,3 ммоль, 3,0 и 9,0 ммоль снижал уровень экспрессии молекул CD11b и CD66b на поверхности активированных нейтрофилов. Септическая сыворотка уменьшала спонтанный апоптоз нейтрофилов, а раствор лития хлорида в дозе 3 ммоль и выше индуцировал спонтанный апоптоз нейтрофилов.
Заключение. Хлорид лития снижает степень активации нейтрофилов, предварительно активированных сывороткой пациентов с септическим шоком, снижает уровень экспрессии молекул CD11b и CD66b на поверхности нейтрофилов, ингибируя процесс их активации (дегрануляции). Лития хлорида в концентрации 3 ммоль и выше способен индуцировать спонтанный апоптоз нейтрофилов, активированных сыворотками пациентов с септическим шоком.

56-64 998
Аннотация

Цель исследования: оценить влияние сублетальной дозы клозапина на сердечно-сосудистую систему крыс через 24 часа после введения препарата.
Материалы и методы. Эксперименты выполнили на 17 крысах-самцах линии Wistar массой 220-270 г. Под общей анестезией севофлюраном животным I группы энтерально через зонд вводили раствор NaCl 0,9%, II группе — клозапин в дозе 150 мг/кг, разведенный в 2,0 мл раствора NaCl 0,9%, III группе — клозапин в дозе 150 мг/кг, разведенный в 2,0 мл 40% спирта этилового. Через 24 ч после введения препарата оценивали артериальное давление (АД), частоту сердечных сокращений (ЧСС), микроциркуляцию в коже методом лазерной допплеровской флоуметрии (ЛДФ), интенсивность флуоресценции коферментов НАДН, ФАД+. После эвтаназии проводили аутопсию с забором внутренних органов крыс для морфологического исследования. Далее изготавливали парафиновые срезы сердец с последующей окраской гематоксилином и эозином, которые исследовали с помощью светового микроскопа Nikon Eclipse Ni-U.
Результаты. Спектральный анализ колебаний локального кожного кровотока показал, что прием клозапина вызывал уменьшение Амах и амплитуд всех частотных диапазонов активной регуляции микроциркуляции по сравнению с контролем. Животные всех групп через 24 часа после введения препаратов не различались между собой по основным показателям газового состава и КОС артериальной крови, но в группах клозапина (II и III) концентрация гемоглобина и показатель гематокрита были ниже, чем в контрольной группе.
При исследовании гистологических препаратов сердец крыс в группах II и III выявили полнокровие венул, диапедезные кровоизлияния, периваскулярный и интерстициальный отек. В просвете сосудов отметили признаки стаза крови, а также краевое стояние гранулоцитов. Выявили неравномерную окраску миокарда за счет кардиомиоцитов с гиперэозинофильной и местами гомогенной цитоплазмой; участки фрагментации и деформации кардиомиоцитов. Ядра кардиомиоцитов были полиморфными и неравномерно окрашенными, отмечали перинуклеарный отек.
Заключение. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о токсическом действии клозапина, проявлявшимся прогрессированием альтерации миокарда и нарушениями центрального и периферического кровообращения. Тем не менее, купирование брадикардии, восстановление кожной перфузии и нивелирование метаболических нарушений (флуоресценция НАДН, КОС артериальной крови) через 24 часа могут быть обусловлены включением механизмов компенсации нарушенных функций, в частности, за счет изменения нейрогенной и гуморальной регуляции гомеостаза.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1813-9779 (Print)
ISSN 2411-7110 (Online)